Colgate. Construction work

 

It's not corporations which rule the world. Our habits do. Everyday rituals: brushing the teeth, commute to work, pokemon hunt, watching the favorite TV series or reading a web blog are worn by us just like Fallout characters wear their exoskeleton. Automatism in the society which had left no room for Heidegger's meditative thinking is a hardly avoidable condition.

Colgate and Construction Work series develop the earlier discussion commenced in C.A.P.T.C.H.A project, where the hypothesis of "captcha" tests being capable to efficiently distinguish humans from automatons was addressed. Colgate and Construction Work bring the so called "automatic" aspects of human activity into the play. A ritual within the ritual is being made up: in Colgate, the same object has been photographed in the same time of the day during the period of ten (working) days. In Construction Work the same task is executed inside the office space undergoing the renovation work.

Specific time of the day (2:47pm) is more than a mere allusion to the famous text The Old Lady by Daniil Kharms. The old lady communicates the message about what time is it now verbally, since her clock has got no hands whatsoever. My intention was to highlight the presence of voids inside the habitual concepts, as well as the conflict between the abstract time-in-itself (signified by the hand-less clock) and the concrete time (two hours and forty seven minutes)  which the old lady postulates and present to the protagonist. It is exactly this automatic way of using the language constructs ("time", in this particular case), which I intended to interrogate.

На  дворе стоит старуха и держит в руках стенные часы. 

Я прохожу мимо старухи, останавливаюсь и спрашиваю ее: "Который час?"

- Посмотрите, - говорит мне старуха.

Я смотрю и вижу, что на часах нет стрелок.

- Тут нет стрелок, - говорю я.

Старуха смотрит на циферблат и говорит мне:

- Сейчас без четверти три.

- Ах так. Большое спасибо, - говорю я и ухожу. 

                                        Даниил Хармс "Старуха"

 

Миром правят не корпорации, а привычки. Каждодневные ритуалы чистки зубов, поездки на работу в общественном транспорте, охота на покемонов и просмотр любимого сериала/блога современный человек носит на себе как герои Fallout - экзоскелет. Автоматизм в обществе, где хайдеггеровское “осмысляющее” мышление не в чести, - явление неизбежное. 

Проекты Колгейт и Ремонт, развивают дискуссию, начатую ранее в Ботах и битах. Напомню, там была выдвинута гипотеза о том, что так называемый “captcha”-тест способен различить человека и автомат. Колгейт и Ремонт проблематизируют аспекты деятельности человека, принятые называть "машинальными”. Конструируется ритуал внутри ритуала: в Колгейте один и тот же объект фотографируется в одно и то же время суток на протяжении десяти дней, в Ремонте аналогичное действие совершается в помещении бизнес-центра.

Выбранное время суток (без четверти три) не просто отсылает к тексту Даниила Хармса. Дело в том, что старая женщина обозначает час дня вербально, в то время как часы не имеют стрелок. Это крайне важный момент, подчеркивающий “пустоты” внутри привычных понятий, а также конфликт между абстрактным временем вообще (символом которого являются часы) и конкретным значением времени (два часа сорок пять минут), которое постулируется старухой и предъявляется герою. Замечательная иллюстрация такого аспекта машинальности как использование языковых конструктов "на автомате".

Евгений Головин в "Приближении к Снежной Королеве” указывал на отличия абстрактного мышления от мышления примитивно-конкретного (магического). В этом контексте сюжетная составляющая проекта Ремонт может рассматриваться как метафора работы по пересмотру, фильтрации и проверке на прочность того понятийного аппарата, которым мы пользуемся на регулярной основе. Или, как сформулировал Головин, работы по построению своего "внутреннего меридиана”.